Замедляйтесь: дайте ребенку время для развития.
Часто, наблюдая общения мам с младенцами в группах PEKiP, я вижу, как мамы начинают замедляться, давать малышу время для проявления его активности. И тогда происходит глубокий взаимный контакт, общение и настройка друг на друга.

Первый год жизни ребенка – период, когда важнейшим для него делом является именно общение. Казалось бы, для общения у малыша нет очень важных инструментов: он не говорит, вначале даже не может самостоятельно контролировать свои движения и мимику. Но, несмотря на это, его основная работа - общаться.

И там внутри этого общения, первых «диалогов» закладывается способность ребенка устанавливать контакт с миром, проявлять свою инициативу, чувствовать свою эффективность.

Для поддержки малыша в первых попытках установления контакта ключевым фактором является, конечно, время. Его малышу нужно порой много. Ведь темп младенца очень невысокий. Ребенок просто очень медленно на все реагирует. Чтобы увидеть что-то в первые месяцы жизни, нужно время, и тогда получится зацепиться взглядом за интересный предмет или лицо близкого.

И как много в этом простом акте ребенок получает для себя:

- Ощущение собственной эффективности и успешности. Уже в первые месяцы жизни он может сделать это сам! В этом мире его усилия успешны, он способен повлиять на что-то, жизнь не проходит мимо него, он её активный участник.

- Опыт выстраивания первых диалогов. В момент успешного зрительного контакта ребенок раскрывается навстречу близкому человеку, готов к первому диалогу. Схема проста: ты улыбнешься мне, а я тебе; ты услышишь мое агуканье, мой лепет и повторишь его для меня, а тогда я снова отвечу тебе. Ура, это наш первый разговор!

- Возможность развиваться и расти. В моменты, когда диалог ребенка с внешним миром складывается успешно, происходит его развитие. Когда ребенок получил это золотое время и пространство, где близкий взрослый чутко наблюдает за малышом, появляется возможность узнать мир лучше, ведь уже нет необходимости под него подстраиваться. Он открыт, дружелюбен и настроен на младенца.

Как происходит это? Что для этого нужно?

Настроиться на ребенка. Но, как? Наблюдать.

Не действовать, не развлекать, не пытаться развивать с пеленок, а наблюдать, поддерживать активность самого малыша, его инициативу.

Это звучит очень просто, а на деле дается с большим трудом. Ведь для того, чтобы замедлиться до темпа младенца, нам взрослым уже привыкшим к динамичной и суетливой жизни, придется приложить усилия.

Инициатива и активность малыша может легко утонуть в нашей собственной активности. И, конечно, это будет уже история не про малыша, а про нас, наши страхи и тревоги, желания и амбиции.

Мне очень хочется поддержать родителей, которые готовы наблюдать, поддерживать инициативу самого малыша и давать ему бесценный опыт глубокого личного общения и отношений.

Почитать об этом можно у Лизель Полински в «Игра и движение. Более 100 развивающих игр для детей первого года жизни», у Деборы Соломон в «Малышу виднее». И конечно, можно прийти в группу «Родители и дети – первый год» (PEKiP), сейчас в Москве появилось много групп.

В общем, замедляйтесь! Такой парадокс, чем ниже темп взаимодействия с ребенком, тем быстрее, гармоничнее и полнее он развивается.


Автор: Хлопова Ольга

Мастерская общения
ул. Ленинская Слобода, 26, стр. 2.
+7 926 580 14 20
Made on
Tilda